Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза — род инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.


  Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, включая и отдельные версии участников ДТП, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов гражданского или арбитражного дела, а также административного материала.
  Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:
 экспертиза обстоятельств ДТП;
 экспертиза технического состояния ТС;
 экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.


  2.1. Экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчёт параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
 Предмет экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

  В рамках экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
 1. определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
 2. определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
 3. определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от меда ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
 4. установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу монеты;
 5. определение взаимного расположения ТС в различные монеты ДТП;
 6. определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
 7. установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
 8. определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
 9. определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД РФ) они регламентированы;
 10. установление того, как должен был действовать водитель и другие участники дорожного движения в сложившейся ДТС с точки зрения ПДД РФ;
 11. определение соответствия действия водителя ТС требования ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
 12. установление технической возможности у водителя в момент указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД РФ, для избегания происшествия;
 13. установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, определенным органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
 14. определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективности закономерностей;
 15. установление технической возможности предотвращении ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материала дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
 16. определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

  2.2. Исследование технического состояния транспортных средств
 Экспертиза «Исследование технического состояния транспортных средств» включает экспертное исследование технического состояния транспортных средств (ТС), их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
 Работоспособное состояние объекта – состояние, при котором значение параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
 Неисправное состояние ТС – состояние, при котором ТС не отвечает хотя бы одному требованию нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
  Экспертиза технического состояния ТС включает следующие задачи:
 установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
 установление причин и времени возникновения неисправности, а также возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС. Влияние этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
 установление причинно-следственных связей между неисправностью ТС и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
 установление технической возможности предотвращения ДТП при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
 установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

  2.3. Экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП

 Экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условий и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
 Предмет экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. 
 Предметом экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.
  В рамках экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
определение механизма ДТП;
установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

 В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:
установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.